Полезная информация

Аннотация к образовательной программе

 муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 84» города Кирова

 

 

Образовательная программа МКДОУ № 84 – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Возрастные  и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 84» предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет. Программа учитывает индивидуальные потребности детей с ОВЗ, определяющие особые условия получения ими образования.
Учебный план МКДОУ детского сада № 84 составлен в соответствии с ФГОС. Образовательные задачи Программы реализуются в совместной деятельности с детьми, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов в четырёх направлениях: познавательно-речевое, социально-личностное, физическое и художественно-эстетическое развитие, с учетом интеграции образовательных областей.
Используемые  Программы
Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 84» построена с использованием программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014г.
В  Программе  на  первый  план  выдвигается  развивающая  функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной  научной  «Концепции дошкольного  воспитания»  (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В  Программе  отсутствуют  жесткая  регламентация  знаний  детей и предметный центризм в обучении.
При  разработке  Программы  авторы  опирались  на  лучшие  традиции отечественного  дошкольного  образования,  его фундаментальность:
комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,
всестороннее воспитание,
амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Авторы  Программы  основывались  на  важнейшем  дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два  обособленных,  независимых  друг  от  друга  процесса,  но  при  этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Приоритетное направление по познавательно-речевому развитию детей  реализуется за счёт введения  в образовательную программу  дополнительных парциальных  технологий: 
— В.К. Воробьева «Использование сенсорно-графической схемы при рассматривании предметов»
— Т.А. Ткаченко «Использование модели при составлении рассказов описательного характера»
— Н. Малетина, Л. Пономарева «Развитие описательной речи при помощи моделирования»
Парциальные программы:
-«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева.
Характеристика взаимодействия педагогического  коллектива с семьями детей
Основная образовательная программа МКДОУ детского сада № 84 поддерживает многообразие форм партнерства с родителями, среди которых: анкетирование по темам, анализ конкретных ситуаций, совместные проекты, беседы с родителями, выпуск газеты детского сада, день открытых дверей для родителей, консультации для родителей, тематические встречи с родителями, публичный доклад, наличие сайта детского сада
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Выполнение целей и задач основной образовательной программы ДОУ возможно в полном объёме  и с надлежащим качеством при условии, если родители будут являться активными участниками педагогического процесса в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ №84

Дополнения в основную образовательную программу дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №84» города Кирова от 2018 г

Изменения в основную образовательную программу дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №84» города Кирова

Программа  воспитания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 84» города Кирова

Адаптированная основная  образовательная программа дошкольного образования детей с  тяжелыми нарушениями речи МКДОУ №84

 

 

Ориентиры дошкольного образования

Специфика  дошкольного  детства  (гибкость,  пластичность  развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые  ориентиры  дошкольного  образования,  представленные  в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов  и  родителей,  обозначающий  направленность  воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким  образом,  целевые  ориентиры  программы  «От  рождения  до школы»  базируются  на  ФГОС  ДО  и  целях  и  задачах,  обозначенных  в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО.

Посмотреть Ориентиры МКДОУ № 84 можно по ссылке

Целевые ориентиры определены в каждом возрастном периоде

Посмотреть Целевые ориентиры групп МКДОУ №84 можно по ссылке

Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия  установленным  требованиям  образовательной  деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

В  первую  очередь,  речь  идет  о  постепенном  смещении  акцента с  объективного  (тестового)  подхода  в  сторону  аутентичной  оценки.

Уходя  своими  корнями  в  традиции  стандартизированного  теста,  обследования в рамках объективного подхода были направлены на определение у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специальных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты широко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска.

Основным недостатком такого подхода является то, что искусственные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошкольников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окружения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка.

Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях,  которые  используются  в  обычных  тестах,  имеющих  слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во-вторых,  если  тесты  проводят  специально  обученные  профессионалы  (психологи,  медицинские  работники  и  др.),  то  аутентичные оценки  могут  давать  взрослые,  которые  проводят  с  ребенком  много времени,  хорошо  знают  его  поведение.  В  этом  случае  опыт  педагога сложно переоценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем в рамках педагогической диагностики (мониторинга) и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной работы.

Система оценки индивидуального развития детей,  представляет собой систему сбора,  учета,  обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждении.

Инструментарий  для  педагогической  диагностики — карты  наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как  идет  развитие  детских  способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)  оптимизации работы с группой детей.

Ознакомиться с Положением  о педагогической диагностике (мониторинге) индивидуального развития воспитанников МКДОУ №84 можно по ссылке

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?